Как перестать опаздывать?

Как часто мы слышим или сами говорим фразу «Я все время опаздываю». А ведь пунктуальность – неотъемлемая черта для современного человека. Даже незначительное опоздание на работу или деловую встречу, может стать причиной серьезных неприятностей. Но что делать, если прийти вовремя никогда не получается? Как ни стараешься, а постоянно не хватает нескольких минут.

Статистика

Согласно опросу, практически 20% людей признаётся в том, что опаздывает на работу, минимум один раз в неделю. Примерно 30% людей заранее сообщает по телефону об опоздании на работу.
Чаще всего это происходит по причине того, что люди что-то забывают дома, и им приходится возвращаться домой,
31 % людей списывает опоздание на транспорт,
16% сетует, что просто проспали,
18% объясняет, что было сложно собрать детей в школу либо детский сад.
Считается, что мужчины опаздывают реже на работу, чем женщины.
Примерно 41 % мужчин сообщил, что никогда не опаздывал на работу, в то время как среди женского населения не опаздывает на работу всего лишь 35%.
Мужчины в меньшей степени склонны искать оправдания опозданию на работу. Лишь 22% мужчин ищет благородный предлог, чтоб объяснить задержку, а вот среди женщин процент опоздавших увеличивается до 29.
Многие люди придумывают оправдания, поскольку боятся, что их могут уволить, лишить премии, отчитать при всех, затормозить возможности карьерного роста.
На самом же деле примерно 45% руководителей не обращает внимания на опоздание подчиненных и не ругает их за это, если те хорошо справляются со своими обязанностями и показывают хорошие результаты в работе.
Лишь примерно 25% руководителей рассматривает опоздание на работу как нечто из ряда вон выходящее.
Проблема опозданий существует, наверное, со времени появления совместной и организованной человеческой деятельности. Универсального средства от опозданий пока не найдено, зато есть множество индивидуальных решений для каждого конкретного предприятия, в зависимости от особенностей организации и причин задержек.
Причин, почему люди постоянно опаздывают, множество, иногда человек не в состоянии понять природу своей непунктуальности.

Наиболее частыми причинами патологической привычки опаздывать являются следующие:

• Прокрастинация (от англ. procrastination — задержка, откладывание). Любители откладывать дела на последний момент практически всегда опаздывают. Лень и постоянное откладывание «на потом» провоцируют нехватку времени, в результате чего человек неспособен явиться куда-либо заблаговременно.
• Стремление к контролю. На первый взгляд, это абсолютно абсурдное утверждение — как может постоянно опаздывающий человек хоть что-либо контролировать? Увы — властные и напористые люди стремятся влиять на других любыми способами. Опаздывая на важную встречу, они ошибочно считают, что руководят процессом, заставляя других ждать.
• Привлечение внимания. Как ни странно, существует особая категория лиц, желающих получить свою порцию внимания от тех, кого они заставляют ждать. Как правило, такие люди очень эгоцентричны и тщеславны. Они самоутверждаются, вынуждая других людей к томительному ожиданию.
• Привычка опаздывать. Да, именно привычка! Она вырабатывается, если модель поведения остается неизменной на протяжении длительного времени. Стоит лишь пару-тройку раз опоздать — и это становится приобретенной чертой характера.
• Неумение рассчитывать время. Существует множество людей, не умеющих вычислить, сколько времени занимает то или иное занятие. Например, человек за многие годы привык, что его утренние сборы на работу занимают определенное время. Также он знает, сколько времени забирает дорога на работу. Но как только привычный график изменяется — человек тут же опаздывает на работу. А все из-за неумения подсчитать нужное количество времени, требуемое для решения внештатной ситуации.

Исходя из причин, опоздания можно разделить на четыре группы:

1. Обусловленные неспособностью сотрудника организовать время в силу индивидуальных особенностей психики.
2. Связанные с отсутствием или недостатком стимулов и мотивации для того, чтобы приходить на работу вовремя.
3. Являющиеся следствием труднодоступности рабочего места (плохо организован транспорт либо его нет вообще).
4. Вызванные чрезвычайными обстоятельствами (например, авария, застрявший лифт и т. п.).
Специалисты считают: некоторые люди просто не могут не опаздывать. Они не способны реально оценивать, сколько времени уйдет на выполнение определенной задачи. Эта черта характера почти не поддается изменению. Результаты исследования показывают: пунктуальность проявляют ориентированные на цель личности, а расслабленные, как правило, опаздывают.
Роджер Бюлер, специалист по психологии Университета Уилфрида Лорье, утверждает: люди склонны примерно на 40% приуменьшать время, необходимое для выполнения определенной задачи.
Доцент психологии уз Университета Сан-Диего Джефф Конте считает, что причину следует искать в личностных различиях. Конте стал инициатором исследований с участием 180 работников нью-йоркского метрополитена. Полученные результаты показали, что привыкшие к многозадачности сотрудники опаздывают намного чаще других.
Во втором исследовании психолог определил два типа людей. К первому (типу А) он отнес тех, которые работали быстро и были ориентированы на цель. В основном им удавалось делать все вовремя. Второй тип (Б) составили расслабленные люди, которым свойственны частые опоздания. В ходе исследования участники должны были оценивать временные промежутки. Участникам типа А казалось, что минута длится 58 секунд. Добровольцы, относившиеся к типу Б, назвали минутой отрезок времени в 77 секунд. Этой разницей и обусловлены постоянные опоздания.

Как избавиться от привычки опаздывать

Понятно, что опоздание — вещь вредная. Сколько перспективных проектов в связи с этим «грешком» бывает не реализовано, сколько важных дел срывается, сколько обид в результате накапливается. Как же организовывать свою жизнь, чтобы везде успевать?
По мнению психологов, от привычки опаздывать избавиться нельзя — ее только можно изменить или заменить. Опоздание как лишний вес: полностью перестроить свою конституцию невозможно, но, придерживаясь диеты и разумных правил питания, нетрудно держать себя в форме. Подойдите к проблеме комплексно: дело не в опозданиях, а в правильной организации рабочего времени. Попробуйте «перекодировать» негативную ситуацию в позитивную.
Используя техники сталкинга (перераспределение приоритетов), любую привычку можно «обезоружить», удалив всего один из ее элементов. Мысленно представьте предстоящую встречу, приход на работу, свидание и пр. Нафантазируйте, что это очень ценно и приятно, что за это вас похвалят. Если работа выгодная, а встреча нужная — проще «влюбить самого себя» в обстоятельства.
Обозначьте приоритеты. Попытайтесь выяснить, что заставляет вас опаздывать. Иногда мы не успеваем к сроку, потому что неправильно рассчитываем время, переоцениваем собственные возможности и ставим перед собой слишком много задач. Если у вас всегда много дел, не пытайтесь втиснуть новые в слишком напряженный график. Уясните для себя, что вы не можете сделать все сразу и выберите то, что важнее на данный момент.
Рассчитайте время. Постарайтесь, рассчитывая время на дорогу, вводить некоторый временной запас на непредвиденные обстоятельства. Если вы отводите слишком мало времени на выполнение определенных задач, разбейте проблему на ряд этапов и прикиньте, сколько времени потребуется на преодоление каждого из них. Самое простое, что вы можете сделать, — перевести наручные часы на пять-десять минут вперед. Психологически вы будете опережать события, жить на пять минут раньше окружающего мира.
Будьте реалистичнее. Договариваясь о встрече, не назначайте, если возможно, фиксированное время. Скажите, что придете не ровно в 15.00, а в интервале от двух до трех. Назначайте встречи в местах, удобных для ожидания,- в кафе, парках, в крайнем случае, в метро — на тех станциях, где есть скамейки. Не заставляйте человека мерзнуть на морозе. Это — неуважение к другу или партнеру.
Постарайтесь «загладить» вину. Если вы подчиненный, приготовьтесь к тому, что искупать свое упущение придется кропотливым трудом, выполнением повышенных обязательств. Только в этом случае, возможно, начальство будет к вам благосклонно. Извиняйтесь, а затем сразу хватайтесь за работу.
Не забывайте про чувство юмора (в пределах разумного!). В конце концов, чтобы постоянно не изводить себя самобичеванием, с юмором относитесь к тому, что вы «любите задерживаться». Назначая встречу, заранее извинитесь. Скажите, например: «Прошу вас, обязательно дождитесь меня. Боюсь, я могу задержаться, так как поеду издалека». Или сошлитесь на плохую работу транспорта, дорожные пробки на дорогах, снегопад, землетрясение. Да мало ли что может задержать делового человека!

Проблема опозданий. Как поступить руководителю?

Способы борьбы с опозданиями
Проблему опозданий, можно решать, например, таким образом.
*1) Деспотично* - Наказывать (штрафами, отработкой, более сложными заданиями и т.д. - на усмотрение).
*2) Либерально* - Закрывать глаза до поры до времени на опоздания (единичные опоздания - с кем не бывает; регулярно опаздывают - наказывать, см. выше).
*3) Лояльно* - Для комфортной работы - комфортный график. Жаль только не во всякой профессии, тем более не на любом рабочем месте, можно позволить так «разбираться» с опозданиями.
Приступая к решению проблемы опозданий, нужно, прежде всего, зафиксировать сам факт несвоевременного появления сотрудника на работе. Некоторые руководители пытаются «ловить» нарушителей графика, встречая их у входа с часами в руке. Хотя такой способ и требует от начальника временных затрат, он может быть весьма действенным и экономичным. Этот прием позволяет фиксировать факт опоздания и одновременно «воспитывать» нарушителя. Однако реальный эффект возможен лишь в том случае, если в организации применяются авторитарные методы управления. Чтобы суровый взгляд шефа «пробрал» опоздавшего «до печенок», начальника должны не просто уважать – его должны бояться. Но стоит отметить, что авторитарный стиль руководства подходит только большим коллективам сотрудников с низкой квалификацией (например, на крупном складе, где основная масса работников – грузчики).
Здесь уместно упомянуть об опозданиях самих руководителей. Во многих организациях они традиционно приезжают на работу «попозже», что является своего рода привилегией. Конечно, с целью сохранения единства коллективного духа лучше, чтобы для всех сотрудников, включая первое лицо, действовали единые стандарты. Однако силу традиций отрицать нельзя. Важно, насколько четко данный вопрос обозначен в регламентах. Если опоздания – негласное преимущественное право, на которое принято закрывать глаза, то «закручивание гаек» по отношению к рядовым сотрудникам вряд ли будет воспринято адекватно.
*МАЛЕНЬКИЙ СОВЕТ:* Примечательно, что чаще всего опаздывать «любят» люди творческого склада характера, более склонные к креативу (ну, оправдываются они точно креативно). Если подчиненный регулярно опаздывает, задумайтесь, может, стоит предложить ему более творческую должность. Зачем терять ценного работника?

Если Ваш шеф равнодушно относится к тому, во сколько вы приходите на работу, то можно считать, что Вам очень повезло. Однако обычно на опоздания начальство реагирует, мягко говоря, негативно. Конечно, всякое может случиться, но порой подчиненные придумывают кучу совершенно нелепых отмазок, в которые вряд ли шеф поверит: «Умер хомяк, хоронили всей семьей», «кошка родила» и прочая чушь (утрированно). И это далеко не все, на что способно воображение работника, который никак не может проснуться на работу вовремя.
Правила оправдания своего опоздания на работу

Сразу несколько слов о ваших «правдивых» объяснениях:

 Как только Вы, наконец, добрались до работы, не ждите пока Вас «вызовут на ковер», идите к начальнику сами и извинитесь за опоздание. Не бойтесь объясняться с шефом лично. Начальник – такой же человек, как и все мы, у него тоже бывают проблемы и неприятности.
 Ведите себя сдержанно и уверенно. Вы не прогульщик — вы жертва обстоятельств. Не стоит идти на конфликт, помните, где вы находитесь и кто здесь главный. Однако, конечно, можно спокойно возразить, если Вас оскорбили или унизили Ваше человеческое достоинство.
 Нельзя называть в качестве причины опоздания смерть родных или близких, если это неправда. Шутить таким не стоит, потому что здоровье родственников – это Ваше собственное здоровье.

Если человек привык опаздывать и это уже хронический процесс, для выполнения предложенных советов нужно время и настойчивость.
Главное:

• понять, что опоздания – это плохо
• желание освободиться от данной привычки,
• постепенно внедрять методы, шаг за шагом
• ежедневно совершенствовать навык приходить вовремя,
• делать работу над ошибками, если что-то не получается
• иметь намерение исправить свой стереотип поведения.

Помните, что пунктуальность — крайне положительная черта характера. Если вы научитесь никогда (хотя бы реже) не опаздывать, то заметите, насколько изменится в лучшую сторону отношение к вам окружающих людей.

Главное меню

© Кобринский ТЦСОН, 2016—2100. All Rights Reserved.